1. Мы рады приветствовать вас на нашем сайте!

    После регистрации на форуме вы не сможете сразу создавать свои темы (или дневнички).
    Только написав 5 сообщений в любой теме на форуме (тем самым подтверждая, что вы хотите стать членом нашего дружного комьюнити) у вас откроется эта возможность.

    Также хотим обратить ваше внимание, что администрация сайта не поощряет неуважительного отношения к православной вере. Проще говоря: ежели кому матюкнуться или хиромантией с оккультизмом народ озадачить, зелья волшебные впарить, али БАДы заграничные - так это не к нам, просим мимо шлепать ))
    За нарушения подобного рода сразу бан.

    Спасибо за понимание!
    Скрыть объявление

Великий Пост

Тема в разделе "Всё о Постах", создана пользователем Umka, 16 Ноябрь 2013.

  1. Виточка Почти гуру

    Регистрация:
    19.04.2015
    Сообщения:
    10.265
    Симпатии:
    9.477
    Баллы:
    763
    Пол:
    Женский
    Не только спорные, а и страшные какие-то. Сектанством попахивает. И батюшки правы - не делать трагедии.
    А в твоем случае, Юль, скорее всего много факторов сказалось. Стресс привел к преждевременным родам. А недоношенные детки всегда слабенькие. Но у тебя все налаживается и сынок богатырем вырастет.
     
  2. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Да не было у меня никакого особого стресса последний месяц перед родами, моя отслойка плаценты как гром среди ясного неба для всех случилась...***79 Если бы это скажем произошло раньше на пару-тройку месяцев, то тогда понятно все было бы, а так... И недоношенности не было, Мишутка по милости Божьей появился на свет аккурат в ту ночь, когда у меня 38-ая неделя началась.***217
    Но несмотря на это, весил 3470 и ростом уродилССи 52 см с оценкой по шкале Апгар 9-10 баллов, какая уж тут физическая недоношенность-то?:)
    Все наши проблемы гораздо позже начались, но ты права - сейчас у нас Слава Тебе Господи***210, все налаживается потихоньку и это самое главное! Но больше в Пост я однозначно не имею близости, с меня хватило...***16
    И мальчикам своим когда они подрастут и надумают жениться обязательно вдолблю в голову эту прописную святую ИСТИНУ!!!
    Ну да, статья какая-то мутноватая местами конечно, но зерен истины в ней все равно много, потому и выложила по зрелом размышлении ее. А что страшно, так это да - но это духовные законы такие и если их соблюдать, то ничего страшного и не произойдет.***102 Это как дорожные правила - ты же не пойдешь в здравом уме на красный свет оживленную магистраль переходить, типа мне закон не писан...***59
     
  3. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Не хотела сначала этого писать, но факты есть факты...
    Много раз пыталась анализировать здоровье с развитием знакомых детишек - однозначно те кто был зачат во время какого-либо Поста (ну это все приблизительно, канеш, по моим нескромным подсчетам***25, не у всех же я расспрашивала такие интимности) обычно намноого уступают своим сверстникам не говоря о том что как правило именно у таких деток существуют какие-то действительно серьезные проблемы со здоровьем - как в физическом, так и психическом плане.***104 Хотя батюшки действительно считают это суеверием и говорят, что Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями»... Ибо ребенка супругам всегда посылает Господь, без Его воли зачатие никак не совершится. А Он Благ!:)
    Правда, зачастую мы всей Его благости, увы, и близко не понимаем, особенно когда сталкиваемся с какими-то серьезными проблемами...
    А вот святоотеческая литература сплошь и рядом указывает на прямую связь больных детей и соответственно несчастных матерей при зачатии в Пост.***102 Таких деток называют "красными" или "воскресными". Святые отцы четко и прямо говорят, что время всех без исключения Постов, воскресных дней и больших церковных праздников - это самое НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ время для зачатия детей.***72

    Уступив мужу и зачав ребенка в пост вам должно помнить одно - НИКТО не может знать благодать ли это Божия или Господь В НАКАЗАНИЕ (!) послал вам дитя...

    Но к счастью, также очевидным фактом является и то, что частыми причастиями (и молитвами семьи) у многих младенцев со временем проходят даже самые страшные диагнозы.***165

    Вот поэтому и говорится, что у христианина нет понятия судьбы - он сам ее пишет каждый день своей жизни!

    post-1334313611.jpg
     
  4. Виточка Почти гуру

    Регистрация:
    19.04.2015
    Сообщения:
    10.265
    Симпатии:
    9.477
    Баллы:
    763
    Пол:
    Женский
    А может эти детки просто выпимши зачаты? Тут понятны последствия.
     
  5. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Ага, выпимши... в Пост...***53 Думаю, вернее уверена что тут совсем другие причины.
    А что тут понятного-то, Вит? Когда наукой вроде как давно уж доказано, что в первые 2 недели своего развития эмбрион полностью защищен практически от всех внешних неблагоприятных воздействий?:) Это если родители прям непросыхающие алкаши, тогда действительно все понятно, но мы ж вроде бы не о таких ведем сейчас речь...
     
  6. Виточка Почти гуру

    Регистрация:
    19.04.2015
    Сообщения:
    10.265
    Симпатии:
    9.477
    Баллы:
    763
    Пол:
    Женский
    Так это эмбрион. А мы о зачатии. И алкоголь оказывает воздействие на яйцеклетку и сперматозоида. Но в Пост и правда вроде не пьет православный народ.
    Ох, не знаю, все может быть, конечно. Но Господь и здесь милостив.
     
  7. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Прикровенное учение «Лествицы» о молитве
    ДИАКОН ПАВЕЛ СЕРЖАНТОВ | 14 АПРЕЛЯ 2015 Г.

    Диакон Павел Сержантов предлагает читателям «Правмира» собственное исследование бессмертного произведения преподобного Иоанна Лествичника.

    [​IMG]
    Ох, и долго же идти от монастыря святой Екатерины до кельи преподобного Иоанна Лествичника. Справа и слева нас обступают красновато-гранитные синайские скалы. Полторы тысячи метров над уровнем Чермного моря. Суховатый скупой запах пыли сменяется изобильным ароматом горных трав.

    [​IMG]
    Диакон Павел Сержантов

    Дорога ведет то под уклон, то поднимается ступенями, открывая широкий обзор каменистой пустыни. Справа в ущелье виднеется пересохшее русло реки. Пригревает южное январское солнце. Наконец-то мы добрались до монастырского огорода. Здесь от души цветет миндаль. Мы упорно шагаем к Иоанновой келье, откуда и вышла«Лествица» с ее удивительным учением о пути христианской жизни.

    Игумен Иоанн жил в пещерной келье на отшельничестве. Собрат из Раифского монастыря попросил авву Иоанна дать наставление в христианской жизни. Так полторы тысячи лет назад появилась «Лествица». Теперь это классика христианской духовности.


    Первые шаги на пути
    Весь духовный путь преподобный Иоанн запечатлел в живом образе 30 ступеней. Число символичное. Тридцати лет Христос вышел на спасительное служение людям. В древности 30 лет считалось совершенным возрастом, когда усердно поучившийся человек готов научить других людей. 30 ступеней духовной лествицы последовательно ведут человека к совершенству. Проследим эти духовные ступени по книге.

    С 1-й по 7-ю ступени посвящены покаянию. Вот с чего начинается отрыв человека от низкого пресмыкания по земле. Святой Иоанн описывает покаяние не формальное, не поверхностное. Не просто сожаление о некоторых поступках, а монашеское отречение от жития мирского, то есть от греховного образа жизни. Через послушание монах учится творить волю Божию и отсекать свои греховные желания (Леств. 4).

    А еще покаяние связано с памятью смертной (Леств. 6) и с радостотворным плачем, то есть с таким проявлением покаянной печали по Богу, которая приводит человека к радости по Богу (Леств. 7).

    Здесь пока ничего прикровенного как будто нет.

    [​IMG]
    Монастырь святой Екатерины


    Затяжная борьба со страстями
    На ступенях с 8-й по 26-ю преподобный Иоанн рассказывает о борьбе со страстями. Львиная доля книги. И по праву.

    Мы в «Лествице» вычитаем и знаменитые восемь основных страстей, и другие страсти, с которыми человеку надо справиться. Авва Иоанн рассказывает о специальных духовных упражнениях, они приучают человека лучше воевать со страстями (Леств. 18-21). Борьба со страстями дает монаху смиренномудрие: смиренное сознание своей немощи помогает человеку получить от Бога большую силу – и снова сражаться (Леств. 25).

    Теперь о прикровенном. Переходя от борьбы со страстями к более высоким ступеням, преподобный Иоанн касается вещей, о которых лучше говорить кратко и прикровенно.

    [​IMG]
    Синайские скалы


    Что приходится на середину молитвенного восхождения?
    Ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27) преподобный понимает не только как тихие внешние условия жизни на далеком отшельничестве, но и как непрерывную службу Богу, собирание ума и частое призывание Господа Иисуса в молитве.

    Молитвенно восхождение к Богу происходит так: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» (Леств. 28:19). Вот и прикровенное учение о ступенях Иисусовой молитвы!

    Начало молитвы требует элементарной внимательности, хотя это и нелегко дается, но доступно всем нам: кающимся и борющимся со страстями.

    А вот середина молитвы относится уже к безмолвнической жизни: подвижник спервапроизносит Иисусову «однословную молитву» (см. Леств. 28:10, 27:61), а потомпомышляет ее. Здесь прикровенно указаны две стадии в делании Иисусовой молитвы: 1.устная молитва (она произносится), 2. умная молитва (она помышляется).

    [​IMG]
    Преподобный Иоанн Лествичник

    Следующую стадию молитвы преподобный Иоанн обозначает как «восхищение ко Господу» (греч.: арпаги прос Кирион, PG 88:1132D). Эту стадию молитвы надо понимать, по крайней мере, – как 3. умно-сердечную молитву.

    По-крайней мере… точно указать, какую стадию подразумевает преподобный Иоанн, нельзя, возможно он имеет в виду и более высокую стадию, вплоть до чистой молитвы. Про умно-сердечную молитву преподобный Иоанн прекрасно знал, достаточно вспомнить его яркий образ ума-епископа, который приносит Христу словесные жертвы в сердце (Леств. 28:51). Если ум в сердце молится Иисусу Христу, то это и есть умно-сердечная молитва.

    О более высокой стадии в делании Иисусовой молитвы преподобный тоже свидетельствует. Причем он открывает свое сокровенное желание, говоря о себе: совлекаясь помышлений, хочу по милости Божией «непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе» (Леств. 28:25). Из этого текста ясно, что речь идет о 4.непрестанной молитве.

    Между тем, в русском тексте «Лествицы» дается не буквальный перевод, а аскетическая интерпретация. Исходный греческий текст гласит: хочу «неразвлеченно всегда в молитве прилепляться к Тебе» (греч.: апериспастос диа пантос ен просевхи просколласфе Си, PG 88:1133C).

    Как видим, в оригинале нет знаменитых исихастских терминов «безмолвие» и «непрестанная молитва». Но, без сомнений, преподобный Иоанн говорит о непрестанной молитве, только чуть иначе [1].

    Итак, Иоанн Лествичник уже в VII в. обозначил ступени молитвы Иисусовой, которые впоследствии будут определены так: устная молитва, умная молитва, умно-сердечная молитва, непрестанная молитва. Полагаю, что в «Лествице» мы находим самое раннее свидетельство о последовательных ступенях Иисусовой молитвы.

    [​IMG]
    Лествица Иоанна Лествичника (икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век)


    Ступени совершенства и обзор всей «Лествицы»
    Преодолевая страсти, безмолствуя от греховных помыслов, молясь умом в сердце непрестанно, подвижник достигает ступени бесстрастия (Леств. 29). В бесстрастии преподобный тоже различает свои степени и называет его «несовершаемым совершенством».

    Согласно «Лествице», весь христианский подвиг направлен к любви. Духовные упражнения должны взращивать любовь к Богу и к людям, иначе в них нет смысла. Высшая степень лествицы связана с любовью. Бесстрастие подвижника не является апатичным равнодушием, оно движется любовью Божией. Авва Иоанн напоминает, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Тот подвижник, кто достигает богоподражательной любви, питается огнем небесным, становится подлинным богословом, приобщается к созерцанию(Леств. 30: 19, 20).

    Получается, что согласно преподобному Иоанну ряд ступеней «Лествицы» можно представить так: покаяние, борьба со страстями, безмолвие, умно-сердечная молитва, непрестанная молитва, бесстрастие, созерцание.

    Немного жаль, что опыт безмолвнической жизни у преподобного Иоанна изложен лаконично и прикровенно. Зато о борьбе со страстями преподобный распространяется в книге подробно-подробно. Это нужнее. Без покаяния и основательной борьбы со страстями настоящего безмолвия вообще не бывает.

    Про борьбу со страстями всем хорошо бы иметь самое отчетливое представление.
     
  8. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Святитель Феофан тоже писал о прокрастинации
    ДИАКОН ПАВЕЛ СЕРЖАНТОВ | 23 ЯНВАРЯ 2015 Г.

    Опыт православного подвижничества сделал святителя Феофана большим знатоком человеческой психологии, – утверждает диакон Павел Сержантов.

    [​IMG]

    • Много опубликовано материалов о прокрастинации, стоящих и пустопорожних. В основном это практические советы. Даже те, кто это чудаковатое слово не встречал, с самой проблемой всё равно сталкивался.

    Прокрастинация – это когда человек постоянно откладывает на завтра, то, чтонужно сделать сегодня. Правда, знакомая проблема? Отложенные на завтра дела накапливаются, с ними становится трудно и даже невозможно разобраться.

    Человек подводит себя и других людей. На него обижаются, происходят конфликты, да он и сам досадует на себя. Но поделать ничего не может и опять откладывает: «Вот с понедельника точно начну!» Приходит понедельник, из-под земли выскакивают новые причины, почему сегодня не начать нужное дело.


    Переживания о работе и спасении
    Сколько тут переживаний! Писатели признаются в страхе перед первой пустой страницей, на которой надо записать начало давно задуманной книги. Ступор охватывает перед пустой страницей.

    «Чтобы написать, надо писать», – хороший кто-то придумал девиз. Взялся девиз не на пустом месте. Трудно писателям жить по принципу «ни дня без строчки».

    Психологи по-своему решают проблему прокрастинации. Тут пригодится планирование со всеми своими хитростями. Дела распределяются на 4 группы по принципу: важные/неважные, срочные/несрочные. Самая многострадальная категория – важные и несрочные дела. Их чаще всего и откладывают на потом, за ними и надо особо послеживать.

    Как думаете, а дело нашего спасения в какую категорию попадает? Неважным его православный человек не назовет. А вот в несрочные оно… попасть может.

    Если это произошло, то дело нашего спасения оказывается как раз важным и несрочным. Со всеми вытекающими последствиями: «Сейчас мне приходится о детях заботиться да на работе управляться. Вот на пенсии буду о спасении души думать, в церковь ходить». В такой логике работа – это важное и срочное дело, оно оттесняет заботу о спасении – дело важное и несрочное.

    Так бывает не только в наше время с его суетливой жизнью больших городов. Похожие проблемы обозначались и раньше. В середине XIX столетия о них задумывался святитель Феофан Затворник (память его 23 января).


    Аскетика и психология

    [​IMG]
    Святитель Феофан Затворник

    Святителя Феофана можно признать большим знатоком человеческой психологии, хотя профессиональным психологом он не был.

    Размышлял он о прокрастинации задолго до того, как о ней заговорили психологи. В своих размышлениях он основывался на опыте православного подвижничества, сам он тоже был настоящим аскетом.

    Его интересовала духовная сторона нашей жизни, а не будничная. И саму нашу проблему он рассматривал именно со стороны духовных ее причин.

    Среди проповедей святителя мы обратимся к одной, посвященной посту, – вот духовная сторона нашей жизни. Во время поста православный человек сосредотачивается на спасении своей души.

    По наблюдениям святителя Феофана, с постом есть особые проблемы, они встречаются достаточно часто. Он их описывает и обозначает духовные причины проблем:

    «Постом только мы немного и остепеняемся… находим попечительные о спасении помышления… кто не чувствует потребности исправить в себе неисправное? Но приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения – и заглушает те добрые движения.

    И вот начинаем мы отодвигать исполнение требований сих: сначала с первого дня на второй, со второго на третий, потом с первой недели на вторую или третью, с третьей на четвертую или последнюю, а на последней что-нибудь помешает или какой-нибудь предлог и отлагательство придумает лукавая леность. Так и весь пост проходит без говения, Исповеди и Святого Причастия».

    Проблема всё та же – прокрастинация: мы понимаем, что во время поста надо исправлять нашу жизнь, но отодвигаем исполнение этого замысла с первого дня на второй, с второй недели до последней, а на последней неделе нам что-нибудь помешает.

    Вот пост прошел, и мы ничего не сделали из задуманного. Обидно. Что мешает нам? Внешние обстоятельства? Да. Но не в них корень проблемы, в другом. Отлагательствопридумывает лукавая леность. Корень проблемы внутри: лукавая, то есть греховная леность. Происходит она от страсти уныния. В грехе лености мы можем покаяться, если замечаем его в себе, а со страстью уныния надо бороться, и это надолго.

    Дух уныния у православных подвижников считается особо тяжелым. Он налагает на человека тяжесть, его воздействие – долговременное, изнурительное. Но с Божией помощью можно и страсть уныния победить.

    Страсть уныния погружает человека в томительное бездействие, в упадок сил. Или же уныние побуждает человека к гиперактивности: он начинает одно дело, не заканчивает его, бросает, берется за другое, бросает, потом за третье…

    И вся эта суета, многозаботливость вместо упорного занятия тем одним важным делом, которое надо, кровь из носа, завершить сегодня. Вспомним еще, как люди бессмысленно «сёрфят» по интернету часами, переходя с одного сайта на другой, вместо того, чтобы посмотреть на трех сайтах интересующую их информацию и напечатать требуемый от них текст.

    Согласно святому Феофану, именно леность, связанная с унынием, лукаво подсовывает христианам вместо подготовки к Исповеди и Причастию какие-то срочные дела на последней неделе поста.

    На первый взгляд, кажется, что человек активно принялся что-то делать полезное, причем тут леность? Но в этой ситуации надо распознать замаскированую страсть и оценить по достоинству тонкое наблюдение святителя Феофана.

    [​IMG]

    Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел.

    Перед унылой леностью, как мы читали, «приходит саможаление – подруга беспечности и нерадения». Вот с чего начинается прокрастинация. Саможаление довольно близко к лени, но не будем их чрезмерно сближать. Еще ближе саможаление к малодушию. Человек болезненно жалеет себя, боится себе усложнять жизнь. Саможаление приходит к человеку не одно, а с любимыми подругами.

    Первая подруга – беспечность наполняет человека легкомыслием. Человек не просчитывает последствия своих поступков, того, что он делает сейчас и что откладывает на потом. Человек не печется о будущем в должной мере, пребывает в порочной беззаботности. Человек легкомысленно откладывает важные дела на будущее, не задумываясь о том, какие неприятные сюрпризы и даже катастрофы готовит себе.

    Порадеть – значит постараться. Вторая подруга саможаления – нерадение – это состояние, когда человек делает всё для галочки, кое-как, он не хочет (или не может) как следует потрудиться. Ни одно важное дело не удается нам без достаточных усилий. Только пустяшные делишки можно обделывать, не напрягаясь.

    Лекарство
    Рассуждает святитель Феофан о нашей проблеме и, конечно, задается вопросом, как ее решать. Он вспоминает о важном спутнике христианского покаяния – о памяти смертной.

    Память о смерти всё в нашей жизни расставляет по полочкам: это важное, а это неважное. Память смерти подсказывает человеку истинный масштаб и значимость дел. И, тем самым, противодействует прокрастинации. За всей мелочевкой дел нам нужно о главном не забыть.

    О памяти смертной мы можем найти не только святоотеческие наставления. Святой Феофан берет в пример евангельскую притчу про бесплодную смоковницу. Хозяин сада хочет срубить бесплодное дерево на дрова, а работник уговаривает его повременить год, он обработает дерево и тогда можно рассчитывать на урожай.

    Смысл притчи прост: нам надо приносить духовные плоды, нельзя всегда оставаться бесплодным, мы не знаем, когда будем призваны дать ответ о своей жизни, какие плоды мы принесли.

    Что сказать о прокрастинации? Аскетический подход святителя Феофана к проблеме откладывания важных дел отличается от подхода практической психологии. И эти подходы не выглядят такими уж несовместимыми. В чем-то они дополняют друг друга.

    Подход святоотеческий отличается особой глубиной. Святитель Феофан Затворник доискивается до скрытых причин проблемы и предлагает решать проблему на самом фундаментальном уровне духовными средствами.
     
  9. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Святитель Григорий Палама о том, что характерно для тщеславия
    ДИАКОН ПАВЕЛ СЕРЖАНТОВ | 8 МАРТА 2015 Г.

    В день памяти святителя Григория Паламы диакон Павел Сержантов размышляет о борьбе с тщеславием по учению великого исихаста.

    [​IMG]

    Имя святителя Григория за последние полвека упоминается часто. К месту и, порой, не совсем к месту. Пожалуй, святитель Григорий Палама — самый знаменитый исихаст всех времен и народов. Некоторые даже наивно полагают, что он и был первый исихаст.

    В одно из воскресений Великого поста мы торжественно совершаем память этого святого византийского архиепископа.

    Святителя Григория образованные люди знают по его богословию нетварных энергий. Как интересный автор сугубо аскетических наставлений он известен заметно меньше. Жаль. У него немало интереснейших наблюдений касательно внутренней христианской жизни. Об одном из них хотелось бы рассказать. Но сначала небольшая предыстория, иначе будет непонятно.


    Как страсть развивается в человеке
    Задолго до святителя Григория Паламы православные подвижники-исихасты боролись со страстями и досконально изучили это аскетическое искусство борьбы.

    Как страстям удается нас победить? Как действует страсть? Какие этапы проходит враждебная страсть, прежде чем сломит сопротивление человека?

    Эти этапы были описаны уже в «Лествице» преподобного Иоанна Синайского. Многие церковные люди знают о них, и все-таки я их в двух словах перескажу.

    1) Прилог страстного помысла; это когда со стороны человеку подбрасывается соблазнительный помысел.

    2) Человек может и не обращать внимания на помысел, но если обратит внимание и, тем более, начнет собеседовать с помыслом, тогда человек переходит к 3) этапу сочетания.

    4) На этапе сосложения человек заходит еще дальше, он ощущает притягательность помысла, начинает услаждаться им, в этот момент человек уже «согрешает в сердце своем».

    5) Если он опомнится и попытается противостоять помыслу, то открывается этап борьбы; здесь пока равновероятны победа или поражение.

    6) На следующем этапе помысел оказывается сильнее человека, сопротивляться уже нет сил, происходит пленение.

    7) Взятый в плен человек переживает беспрепятственное действие страсти в душе1.

    Все эти этапы преподобный Иоанн описывает в главе, посвященной борьбе против блудной страсти. Являются ли эти классические описания универсальными? Применимы ли они для всех страстей? Исчерпывают ли эти этапы всё неисчислимое многообразие жизненных ситуаций?

    [​IMG]

    Из «Лествицы» мы узнаем, что нет. Даже нападение блудного беса может разворачиваться не в эти несколько этапов, а иначе, гораздо более стремительно. Вдобавок ко всему преподобный Иоанн описывает «неклассическое» стремительное нападение тонкого блудного помысла, со ссылкой на опыт рассудительнейших отцов.


    Что делается с другими страстями
    Борьба блудного помысла с человеком строится на том, что этот помысел соблазнителен, он сулит человеку наслаждение. Однако не все страсти действуют через соблазн3. Конечно, есть среди восьми основных страстей и такие, которые подобно блуду, пускают в ход именно соблазнительные помыслы. Например, страсть тщеславия.

    Как здесь обстоит дело? Годится ли для тщеславных помыслов то замечательное описание, которое мы находим в «Лествице»?


    Когда прилог равносилен сосложению
    Для ответа на этот нелегкий вопрос нам и понадобится святоотеческое наставление. Мы возьмем его у святителя Григория Паламы. Вот что он думает про страсть тщеславия: «Страсть эта есть самая тонкая из всех страстей. Почему подвизающемуся должно не собеседования остерегаться, или не сосложения бегать, но самый прилог почитая уже сложением, беречь себя от него. Ибо и так действуя, едва успеет он упредить скорость падения»4.

    Вспомним «Лествицу». Для блудной страсти греховным этапом однозначно было (со)сложение. В ряде случаев собеседование с помыслом (этап сочетания) тоже было не без греха. Преподобный Иоанн допускает, что отдельные подвижники могут собеседовать с помыслом вполне бесстрастно, то есть, не совершая никакого греха. Прилог же блудного помысла, согласно Лествичнику, надо без обиняков понимать как не греховный для человека. На стадии прилога блудного помысла никакого еще греха нет.

    Так обстоит дело в классическом случае с блудным помыслом. Читая святителя Григория, мы видим, что страсть тщеславия — дело тонкое. Она орудует так быстро, что человек переживает падение не только на этапе сосложения (нужно бегать сложения с тщеславием). И даже не на этапе сочетания (нужно остерегаться собеседования с тщеславием). Но уже на этапе прилога опасность падения так велика, что для страсти тщеславия прилог равносилен сосложению.

    И от прилога тщеславия надо беречься так, как в других случаях берегутся от сосложения.

    [​IMG]
    Святитель Григорий Палама

    В приведенном тексте святитель Григорий проявляет незаурядный дар духовного рассуждения. Его трактовка борьбы с тщеславием является новой, можно сказать, оригинальной. Но не оборачивается субъективно-авторской трактовкой аскетического учения. Она развивает тему борьбы со страстями, оставаясь в русле исихастской традиции.


    Считай свои добродетели… грехами
    Убедимся в этом, мысленно перенесемся почти за тысячу лет до святителя Григория. В исихастском опыте поздней античности мы можем найти сходную аскетическую интуицию. Записанные в древний сборник изречения египетских отцов говорят, что Скитские подвижники считали свои добродетели… грехами, если они замечали, что их добрые дела кто-то ненароком видел.

    Почему замеченные посторонним глазом добрые дела считались дурными? Потому что именно так в египетском Скиту сражались с прилогами тщеславия. Скитяне не ждали, пока тщеславие дойдет до сочетания и сосложения, они покаянным помыслом отсекали его на стадии прилога.

    Правда, в изречениях египетских отцов мы не прочитаем о том, что нам делать с тщеславием на этапе сочетания и этапе прилога. Рассуждение о тщеславии на разных этапах появилось значительно позже — у святителя Григория Паламы.

    Вспомним о нем сегодня с благодарностью и молитвой.***165
     
  10. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Святой Иоанн Лествичник и лестница приоритетов
    Епископ Якутский и Ленский Роман о преподобном Иоанне Лествичнике

    В четвертое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника. О важности этого святого для Церкви, об актуальности его главного труда «Лествицы» и о том, стоит ли мирянину думать о монашеском подвиге «Фоме» рассказал епископ Якутский и Ленский Роман.

    Нет мощей, но есть память
    [​IMG]
    Епископ Якутский и Ленский Роман

    Житие преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря, не изобилует лишними подробностями. Он родился в Константинополе, получил хорошее образование, в шестнадцать лет принял постриг на Синае, был послушен своему духовному отцу авве Мартирию, после смерти последнего жил в уединении, через сорок лет был призван к игуменству в Синайской обители Неопалимой Купины, ныне известной как монастырь святой великомученицы Екатерины. Управлял обителью столь успешно в духовном отношении, что еще при жизни получи прозвание «нового Моисея». Незадолго до своей блаженной кончины, преподобный отошел от дел и вновь удалился в пустыню. Преставился ко Господу 30 марта, год точно не известен — то ли конец VI века, то ли середина VII.

    Даже мощей преподобного не осталось. А память осталась, и какая!

    Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем. Есть мнение, что установление празднования памяти святого именно в воскресенье связано с тем, что его хотели почтить совершением полной Божественной литургии, что было бы невозможно, если бы день его памяти (30 марта) выпадал на будний день Великого поста. Это значит, что из всех святых, память которых совершается в великопостный период, особо выделен был именно он.

    [​IMG]
    «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий»
    Вторая половина XIII века, Новгород


    В житии преподобного Иоанна есть одна настолько важная деталь, что она вошла в синаксарь — чтение о дне, совершаемое во время Всенощного бдения. Он был не просто выдающийся аскет. Он был сдержан даже в своем аскетизме. Он не накладывал на себя никаких лишних постов, смиренно подчиняясь уставу — он вкушал все, что было разрешено, но умеренно. Он не отказывался от сна вовсе (а такие примеры в истории Церкви есть — преподобный Силуан Афонский, например, никогда не ложился, лишь дремал сидя), но спал ровно столько, чтобы сохранять работоспособность и трезвость ума. «Все течение жизни его была непрестанная молитва и безмерная любовь к Богу», — сообщается в синаксаре, и в этом, вероятно, кроется тайна того почитания, которое вызывает этот святой. Это то, к чему все мы призваны — к непрестанной молитве и безмерной любви к Богу. Для того нам и дан устав Великого поста: чтобы ради Него мы учились молиться, смиряли себя не столько даже ограничениями в пище (нельзя сказать, что постная пища невкусна или малопитательна — было бы желание, любая хозяйка может приготовить замечательную постную трапезу), сколько подчинением себя данным Церковью правилам. (Практическая польза от уставных богослужений и рациона питания — это тема для отдельного обсуждения, здесь не вполне уместного.)


    Лестница приоритетов
    Вероятно, именно трезвомыслие и рассудительность помогли преподобному Иоанну написать «Лествицу» — один из величайших аскетических трудов в истории Церкви. Намеренно избегаю словосочетания «памятник святоотеческой письменности». «Лествица» — не памятник. «Лествица» — руководство к действию. И, между прочим, это единственный не библейский и не богослужебный текст, чтение которого предусмотрено в богослужении. То есть эта книга, как минимум, может быть полезна всем верующим, а не только монахам, для которых она и писалась. Не теряет она актуальности и сегодня, хотя последний перевод ее был осуществлен во второй половине XIX века. Современному читателю этот язык может показаться тяжеловесным, но обратиться к тексту стоит!

    Как известно, «Лествица» представляет собой последовательное изложение тридцати ступеней восхождения к Богу посредством устранения страстей и достижения добродетелей. Как ни странно, первые ступени описывают не основные принципы общечеловеческой морали (не лгать, не красть, не превозноситься) и даже не аскетические требования (против чревоугодия или многоспания), а описывают вполне монашеские этапы отречения от мира: от жития мирского, от житейских попечений, от родного дома («О странничестве»)…

    Если мы задумаемся над этим, то поймем, что творение Иоанна Лествичника с первых слов предлагает христианину — любому, а не только монаху — верно расставить приоритеты. Осознание себя как часть мира вечного, а не преходящего, сосредоточение на своей внутренней жизни и своих отношениях с Богом — это первое, что происходит с человеком, услышавшим Божий призыв. У блаженного Августина есть прекрасные слова: «Если Бог будет на первом месте, все остальное будет на своих местах». Так вот, начало духовного пути — поставить Бога на первое место.

    Разумеется, мирянин, который буквально начнет исполнять слова «Лествицы»: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; а кто говорит, что он имеет ту и другую, обманывает сам себя, ибо сказано: никто же может двемя господинома работати (Мф. 6, 24)», — в конечном итоге становится нарушителем евангельского требования: «Бог заповедал: почитай отца и мать; и: — злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался» (Мф.15:5). Но ту же заповедь он может нарушить, восприняв буквально неоднократно повторенные слова Писания: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене». Это — тоже расстановка приоритетов. Связь с супругом прочнее связи с родителями. Служение Богу — значительнее служения сыновнего.


    Узнать в себе монаха
    Собственно говоря, кто такой монах и чем он отличается от мирянина? Он не женится? Но любой женатый человек когда-то жил вне брака, а благочестивым христианином уже был. Монах больше молится? Но любой христианин призван к непрестанной молитве.

    Все просто — монах посвящает себя Богу и Церкви. Подобным образом посвящают друг другу себя люди, вступающие в брак. Целиком и полностью, безоговорочно, как уже было сказано — оставляя отца и мать.

    Именно об этом тот же преподобный Иоанн писал в «Лествице»: «Свет для монахов – ангелы, а свет для всех людей – монашеская жизнь». Монашество — своего рода образец, икона, некий предел духовной жизни. По крайней мере, в идеале, а вернее — в норме. Другое дело, что большинство, в силу слабости, от нормы уклоняется.

    Кстати, именно поэтому монашество обычно избирают в молодости, когда человек еще склонен к максимализму. В той или иной степени почти все верующие юноши и девушки проходят тягу к иноческому житию. И это очень полезная тяга — не только для тех, кто в дальнейшем этот путь для себя изберет (таковых будет немного), но и для будущих супругов, отцов и матерей, да просто порядочных людей. Человек понимает, что такоежить на пределе. Человек, прошедший стремление к монашеству с его беззаветным служением Богу и Церкви, в дальнейшем будет ориентироваться на эти бескорыстие и верность в своем служении супругу, ближним, детям, делу, Отечеству — в конечном итоге, в ближних он будет узнавать Бога.

    [​IMG]
    Монастырь святой Екатерины на Синае, фото Compfight

    Тем более, современное монашество гораздо более открыто к миру, чем те монахи, к которым обращался преподобный Иоанн. Сейчас, например, в значительно меньшей степени распространена такая форма монашеской жизни как отшельничество. Зато сейчас распространено ученое монашество, многие монахи занимаются миссионерской и просветительской работой, многие несут социальное служение и так далее. Не говоря уже о том, что сейчас существует такое немыслимое для прошедших веков явление как монах — приходской священник.

    В какой-то степени сегодняшним монахам сложнее, чем их предшественникам. Сегодня тот, кто искреннее желает послужить Богу, точно так же должен отказаться от радостей мира (от греховного стяжания до добродетельного семейного счастья), но при этом не защищен от него ничем, кроме собственной воли: нет ни пустыни, ни высоких монастырских стен (в крупный городской монастырь, особенно представляющий культурную ценность, за день приходит значительно больше светских людей, чем вечером на дискотеку!).

    Так что форма монашества, как и условия жизни мирянина ныне не те, что в Византии времен Иоанна Лествичника. Но суть остается прежней. Вверх по лестнице: от отречения от мира до стяжания трех высших добродетелей — веры, надежды и любви.
     
  11. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Лазарева суббота: мы все воскреснем

    Lasar2-g.jpg

    Малой пасхой и предвестницей Воскресения Христова называют Лазареву субботу. Для нас это действительно так. Ведь мы знаем, чем заканчивается евангельская история. По иному понимался в умах и звучал в сердцах факт воскресения четырехдневного мертвеца современниками Христа.

    Восхищение и ужас, радость и страх, жизнь и смерть эти антонимы чувств соседствовали в те минуты, когда из погребальной могилы-пещеры вышел известный в Иудее человек, похороненный, оплаканный и практически для всех уже навеки «прошлый».

    Это чудо, ставшее своего рода водоразделом между теми, кто утверждается, что их Учитель есть действительно Сын Божий и теми, для кого Он лишь угроза их духовного господства, и в день нынешний не утеряло своей значимости. Более того, каждый из нас, желает он того или не желает, знает о воскресшем Христе и о воскрешённом Лазаре или остается в неведении христианской истории, обязательно рано или поздно воскликнет, стоя перед родным и любимым умершим человеком: «Проснись! Встань!».

    Христос победил смерть. Воскрешением праведного Лазаря он предначертал Свое Воскресение и наше с вами предстоящее будущее, но та, которую мы изображаем безобразной старухой с косой до дня нынешнего «госпожа» и объективная реальность. Именно поэтому – воскресение Лазаря это не только апологетический и исторический факт, который столь часто используют в качестве примера и доказательства, но и событие, которое в корне изменяет отношение к смерти как таковой.

    Ликование иерусалимской толпы во время Входа Господнего в Иерусалим, то есть на следующий день после восстания Лазаря, это не признание Христа Богом, а всего лишь радость избавления от страха смерти, который, как бы мы от себя его не гнали, все едино в нас присутствует. Да, действительно, перед Христом расстилали пальмовые ветви и кричали ему «Осанна!», как царю, но этого не было-бы, не выйди из погребальной пещеры «друг Господень». Логика ликующих иудеев проста и понятна: «Если Он победил смерть, то что и кто может Ему противостоять?!».

    [​IMG]


    В начале 90-х, когда я только совершал первые шаги на священническом поприще в нашей квартире, уже довольно поздним вечером, раздался звонок. Я открыл дверь и увидел перед собой красивую, богато одетую женщину. Было сразу понятно, что эта дама из ранга высокопоставленных служащих, и что она очень много времени уделяет своему внешнему имиджу. Понятно потому, что каждая деталь ее туалета создавала единую картину с ее обликом. Все строго, добротно, выдержано, красиво и представительно. В темном коридоре разглядеть все детали ее лица было невозможно, лишь позже, когда она, настойчиво и безапелляционно вручив мне пакет с «презентом», присела в кресло я смог внимательно на нее посмотреть…

    Такой мольбы в глазах я еще не встречал. Это был не взгляд отчаяния и неизбежности, а именно мольба о помощи.

    Далее последовал рассказ о недавно умершем сыне. Единственном, уже взрослым ребенке, добром и отзывчивым, поступившем в институт и радовавшим родителей своими успехами, приносившем им только радость. И вдруг, (как же часто это «вдруг» в нашей жизни становится причиной тяжкого горя), неожиданная болезнь и смерть. Все надежды, планы и мечты, всё то, на чем строилось сегодня и планировалось на завтра, что было радостным, счастливым и уже стало естественным, в одночасье рухнуло.

    Я слушал эту женщину и боялся, чтобы она вот сейчас, в этот момент остановится в своем рассказе-плаче и задаст мне вопрос: «Что мне делать? Как мне жить? За что меня Бог наказал?». Боялся потому, что в ее словах не было ни слова о Христе, которого я исповедую. Она, по всей видимости, ничего не знала о молитве, о грядущем для каждого воскресении. Для нее Бог если и существовал, то лишь как какая-то отвлеченная сущность, разработавшая правила нравственности для реализации которых и создана Церковь.

    Стремясь предотвратить эти неизбежные вопросы, ответы на которые она бы не поняла и, по всей видимости, не приняла бы их, я решился ее прервать и сам задал вопрос:

    — Что вы хотите от меня, обыкновенного приходского священника, чем я могу вам помочь?

    Ответ был столь неожиданно сложен, что лучше бы я дождался вопросов и просьб сам.

    — Я хочу, чтобы мой сын вернулся.

    Пока я собирался с мыслями, вернее, собирал слова в предложение, чтобы хоть что-то ответить, моя посетительница стала приводить мне примеры воскресения из мертвых. И первым был Лазарь четырехдневный.

    Не помню, как я успокаивал эту женщину, что говорил и советовал. Наверное был похож в то время на Марфу, которая отвечала Христу перед тем, как ее брат вышел из гроба: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.» (Иоан.11:24)

    Да и что я мог ответить, если от меня ждали не утешения, а воскресения?

    Прошло больше десяти лет, и Господь даровал мне возможность снова увидеть эту женщину. Она сама позвонила. Представилась. Заставила вспомнить тот давний поздний вечер и попросила у меня несколько книг. Договорились встретиться в субботу, в храме. Я еще удивился, зачем ей книжки Шмемана и московской писательницы Олеси Николаевой. Как-то не вязался ее образ с этими авторами, сложно было представить, что может интересовать мою давнюю посетительницу в этих довольно непростых книжках.

    В храм вошла красивая, сдержанная, со вкусом и богато одетая женщина.

    Я ее узнал. Пошел навстречу. Она же, пройдя мимо, подошла к аналою в центре храма, как принято перекрестилась, поцеловала икону, а уж потом с улыбкой повернулась ко мне и сложив руки «лодочкой» сказала:

    — Благословите, батюшка.

    Странно, но мне, уверенному, что вера изменяет человека и знающему, что для Бога все возможно, данное преображение показалось невозможным чудом.

    Мы долго беседовали и перед тем, как она уехала, я все же не удержался и спросил, что дало ей силы пережить горе и прийти к вере?

    — Вы знаете, батюшка, я ведь просила многих воскресить моего сына, к кому только не ездила, а потом, прочитала все Евангелие, до конца и поняла, что ведь мы все воскреснем и наша встреча обязательно будет. Смерть-то Христос победил. И это меня успокоило.

    Вот такое жизненное богословие, где чудо воскресения Лазаря становится реальной уверенностью власти Христовой над жизнью и смертью не только для тех, кто был в те давние года в Вифании, но и для нас, живущим здесь и сейчас.


    ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Нестеров Михаил Васильевич «Воскрешение Лазаря»
     
  12. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    ДОМ МОЛИТВЫ

    Слово в Великий Понедельник


    [​IMG]


    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Православное богослужение Великого понедельника содержательно и многогранно. В этот день мы молитвенно поминаем, как Господь предупреждал учеников о грядущих Страстях в Иерусалиме, дал ответ фарисеям о Своей власти и пояснение сыновьям Зеведеевым о первенстве среди учеников, рассказал притчи о двух сыновьях и злых виноградарях, сообщил пророчество о последних временах и проклял бесплодную смоковницу.

    Но исторически за четыре дня до Пасхи Господь, вероятно, совершил всего два дела: изгнал торгующих из храма и проклял бесплодную смоковницу. Следовательно, наше богослужение не столько пересказывает все события после входа Господня в Иерусалим, сколько намекает членам Церкви на необходимость молиться, бодрствовать, иметь всегда запас добродетелей, ожидая прихода Небесного Жениха.

    Что же означают эти два очень странных поступка: изгнание торгующих из храма и проклятие бесплодной смоковницы?

    После торжественного входа в Иерусалим Господь вошел в храм, и, сделав бич из веревок, стал выгонять оттуда овец и волов, опрокинул столы меновщиков и попросил, чтобы вынесли из храма жертвенных голубей (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–17; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 15–16). Запрещая проносить через храм посторонние вещи, Он напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»[1] – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17).

    В наши дни ревность Иисуса Христа о «доме молитвы» некоторыми критиками трактуется несколько приземлено: поскольку Господь выгонял из храма продавцов, следовательно, любая деятельность старушек за свечным ящиком в православных храмах попадает под запрет на «торговлю». Значит ли это, что в современных церквях никого и ничего не должно быть кроме прихожан и захожан, которые пришли в «дом Божий» помолиться?

    О том, что это – достаточно узкое понимание слов Спасителя, нам говорят реалии I века и весь контекст Библии. В древности, как и в наших современных храмах, стояли ящики для сбора пожертвований. Господь одобрил поступок бедной вдовицы, которая положила в сокровищницу храма две лепты (см.: Мк. 12: 42–44). Эти сокровищницы в Иерусалимском храме охраняла специальная стража. Наши сотрудницы, несущие послушание за свечным ящиком, нередко как раз и выполняют функции неких «стражей порядка» и следят за тем, чтобы из храмов не были украдены ценности: деньги, иконы, мощи, сосуды.

    Имущественные отношения, прием пожертвований были и остаются неотъемлемой частью функционирования храма. Исцеляя больного проказой, рассматривая случай с корваном как имуществом, посвященным Богу, или случай обиды на брата, Иисус Христос не только не запрещал, но и побуждал учеников жертвовать на храм: «Примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24; см. также: Лк. 5: 14; Мк. 7: 11). В зависимости от социального статуса и материального состояния приносителей, жертвы могли варьироваться от вола до двух горлиц (см. книгу Левит). При этом оценку той или иной жертве в древности давали священники, они же вели соответствующие записи в специальных книгах – так сказать, «за свечным ящиком».

    Согласно книге Деяний, первые христиане имели общее имущество (см.: Деян. 2: 45), из фондов которого специально назначенные диаконы оказывали помощь нуждающимся, вдовам и сиротам (Деян. 6: 1–6). Вполне возможно, что уже в древности были не только диаконы, но и диакониссы (см.: Рим. 16: 1), которые помогали оказывать помощь из кассы Церкви и вели учет всех расходов, так сказать, за «свечным ящиком».

    Если Господь не запрещает человеку приносить в храм пожертвования и даже хвалит ту женщину, которая потратила на Него лично миро стоимостью в 300 динариев (см.: Мк. 14: 4–6), значит, проблема не в том, что у нас в притворах храмов собираются пожертвования за записки и свечи, а в чем-то большем. Иисус Христос в первую очередь противопоставляет «дом молитвы» – «дому торговли» (Ин. 2: 16), обвиняя иудеев в том, что они сделали «дом молитвы» – «вертепом разбойников» (Лк. 19: 46).

    Понятие «дом молитвы» в данном контексте восходит к еврейскому выражению «бэйт тфила» (בֵּית־תְּפִלָּה – Ис. 56: 7). Тфила (תְּפִלָּה) – это в первую очередь мольба, прошение, плач. Давид плакал о себе: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!» (Пс. 60: 1). Через пророка Исаию Господь сказал царю Езекии, что Он услышал молитву его и «увидел слезы его» (Ис. 38: 5). Тфила – это также ходатайство царя или пророка пред Богом за народ (см.: Ис. 37: 4; Иер. 7: 16, 11: 14); это благословение народа священниками (см: 2 Пар. 30: 27); это молитва покаяния (см.: Дан. 9: 3; Неем. 1: 6).

    Когда Бог явился ночью Соломону после освящения первого Иерусалимского храма, то сказал ему: «Я услышал молитву твою и избрал Себе место сие в дом жертвоприношения. Если Я заключу небо и не будет дождя, и если повелю саранче поядать землю, или пошлю моровую язву на народ Мой, и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их» (2 Пар. 7: 12–14).

    Из этих слов видно, что прощение грехов и исцеление земли не приходит автоматически как награда за терпение скорбей. Нет, страждущие должны сами смириться, молиться и обратиться от своих худых путей.
     
  13. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    (окончание)


    От лица Бога пророк Исаия упрекает людей за механическое произнесение слов молитв, в то время как сердце приходящих в храм занято посторонними вещами. «Их страх стал предо Мной просто-напросто заученной заповедью» (Ис. 29: 13). Формальную молитву Господь обесценивает: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7: 6). Следовательно, запустение «дома молитвы» начинается с запустения души самого молящегося.

    «Дом молитвы» – это не только здание храма[2], но и всякое место, где собираются верующие, чтобы от глубины сердца едиными устами просить о чем-то Бога[3]. Ибо, где двое или трое собраны во имя Христово, там и Он посреди них (см.: Мф. 18: 20). Иисус говорил Самарянке, что «не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4: 21, 23). Апостол Павел прибавляет, что отныне мы, принявшие благодать крещения, являемся «храмом Бога живаго» (2 Кор. 6: 16) и тела наши – «храм Духа Святого» (1 Кор. 6: 19). «Ибо вы вкусили, что благ Господь, – писал апостол Петр. – Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» (1 Пет. 2: 3–5). Посему мы, как камни живого дома Божия, как часть общего тела Церкви, должны «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5).

    Дерзнем добавить, что слова Спасителя: «Не делайте дом молитвы вертепом разбойников» – относятся не только к каменным храмам и не только к духовенству. «Вертепом разбойников», по пророку Иеремии, дом Божий становится тогда, когда люди, входящие в него, не имеют чистого сердца. «Не надейтесь на обманчивые слова, – говорит Иеремия, – “здесь храм Господень”… вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы… вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: “мы спасены”, чтобы впредь делать все эти мерзости» (Иер. 7: 4–11).

    Итак, «вертепом разбойников» может быть не только место, где злоупотребляют храмовыми полномочиями, но и любой человек, в душе которого хозяевами стали страсти зависти, обмана, лицемерия и обиды на брата своего.

    Таким людям Господь прямо говорит: прежде «примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 24). Бог не примет наш плач о грехах, если каждый из нас не простит «от сердца» брату своему его согрешений (см.: Мф. 18: 35; 6: 14–15). Но еще хуже будет с теми, кого уже пригласили на брачный пир Небесного Жениха, а они, пренебрегши этим, пошли на свое поле или на торговлю (см.: Мф. 22: 5). Такие, поистине, обменяли свои души на маммону, сделали свой «дом молитвы» – «домом торговли».

    Бесплодная смоковница не виновата в том, что ранней весной на ней еще не было плодов (см.: Мк. 11: 13). Но ее мгновенное засыхание по слову Господа – урок для нас. Своим пышным внешним зеленеющим видом смоковница обещала плоды, а кроме одних листьев ничего не содержала. Так и те, кто имеет только внешний вид исполнителей Закона, а плодов веры не приносит, Господь может иссушить во мгновение ока.

    Пусть же, дорогие отцы, братия и сестры, примеры проклятия смоковницы и изгнания торгующих из храма будут для нас предупреждением. Те, кто не сохраняет одежды крещения белыми, кто благочестив только по наружности, но вера его не приносит плода, тому напрасно повторять слова: «Здесь храм Господень». Не стоит обвинять других и духовенство и говорить, что мне не молится в таком-то храме. На всяком месте Бог слышит молитву, плач о грехах из глубины сердца. Но если кто-либо, отправляясь в «дом Божий», еще таит обиду на ближнего, тот уже сделал душу свою «вертепом разбойников».

    Поэтому давайте будем бодрствовать над своей душой и молиться. Запасемся елеем добродетелей, поправим фитиль в лампадах веры и выйдем навстречу Жениху Чертога брачного. Будем вторить в доме молитвы нашей души песнопение Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя»[4].
    Аминь.


    [1] «И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56: 6–7).

    [2] Выражение «дом Божий» в Священном Писании впервые упоминается по отношению к видению Иаковом таинственной лествицы, а не по отношению к конкретному зданию храма (см.: Быт. 28: 17).

    [3] В Деян. 16: 13 «молитвенным домом» назван не Иерусалимский храм, а синагога.

    [4] Ексапостиларий на утрени богослужения Великого понедельника.


    Иеромонах Ириней (Пиковский)***165
    6 апреля 2015 г.
     
  14. Umka Administrator Команда форума

    Регистрация:
    17.08.2013
    Сообщения:
    35.973
    Симпатии:
    15.030
    Баллы:
    863
    Пол:
    Женский
    Что отмечать православным 8-го марта?


    День 8 марта в нашем светском календаре до сих пор по традиции называется «Международным женским днем». В этот день мы освобождаемся от работы, а наши «прекрасные половинки» ожидают от нас знаков внимания, цветов и подарков. Такова традиция. Мы радуемся празднику, не особенно вникая в его смысл.

    Однако, проходит время, смысл праздника окончательно выветривается, и мы, православные, спрашиваем себя: что, собственно, мы праздновали, и почему именно 8 марта?

    Идеологического обоснования этого празднования в официальной пропаганде никогда не было. Интересное объяснение этой загадки выдвинул диакон Андрей Кураев в своей статье «Можно ли не праздновать 8 марта?». Статья вызвала яростную полемику.

    Отец Андрей полагает, что в данном случае мы, «приглашенные на праздник», отмечаем вовсе не то, что на самом деле празднуют инициаторы. Праздник 8 марта был задуман не как день прославления женщин вообще, но женщин с определенными качествами. Этот праздник на заре революции газета «Правда» называла «днем женского Рабочего Интернационала». 8 марта задумывался вовсе не как день Прекрасной Дамы, но - эмансипированной женщины-революционерки (напомним читателю, что советская идея «равенства полов», популярная сегодня и на Западе, привела у нас к появлению такой «женской» профессии как асфальтоукладчица). Но почему же именно восьмое марта, а не, скажем, первое?

    Внимательно присмотревшись к портретному ряду создателей «нового мира», о. Андрей Кураев замечает, что коммунистический Интернационал был на редкость мононационален. Представим себя на месте Клары Цеткин, которую о. Андрей считает еврейкой (на самом деле она была арийской немкой). Для нее, считает о. А. Кураев, вполне естественны были ассоциации с историей еврейского народа, и посему, когда партия сказала: «Надо придумать женский праздник», Клара ответила: «Есть», и вспомнила об Эсфири, которая спасла свой народ от власти жестокого тирана. В иудейской традиции Эсфири посвящен самый веселый праздник года - Пурим, празднующийся как раз на стыке зимы и весны. В 1909 г. подвижный праздник Пурим отмечался накануне 8 марта.

    Мы не будем излагать сейчас историю царицы Эсфири, она подробно описана в одноименной книге, входящей в состав Библии. Праздник Пурим - праздник в честь избиения врагов. Ветхозаветный народ, народ «жестоковыйный», с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. Но поскольку, по словам апостола Павла, «все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3: 16), нам следует крайне взвешенно и осторожно подходить к оценке лиц, описанных в библейских повествованиях.

    Но необходимо помнить, что царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова). И это вполне объяснимо: ветхозаветный человек еще не вырос до Евангельских норм. Мы ни в коем случае не отвергаем Книгу Эсфири, но и не считаем, что сейчас следует буквально копировать то, что было необходимо тогда для сохранения Израиля и веры в единого Бога.

    Жесткие методы борьбы были в почете у идеологов «диктатуры пролетариата». Ветхозаветная кровожадность продолжила свою жизнь в годы революционного лихолетья, и это о. Андрей считает одним из оснований для отождествления празднования 8 марта с Пуримом.

    Примечателен и праздник 23 февраля, который о. Андрей также увязывает с Пуримом. Дело в том, что приход к власти в России большевиков повлек за собой перемену календаря. При этом 8 марта по новому стилю пришлось на 23 февраля по старому. Это вполне объясняет близость «женского» и «мужского» дней в советском календаре. Позже, через несколько лет после объявления 23 февраля праздничным днем, был создан миф о «дне Красной Армии» (1922), а в 1917 году 7 марта «Правда» писала о том, что «пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника». Кроме того, 23 февраля ознаменовано одним из самых позорных дней в истории России - в этот день в 1918 г. ЦИК Совнаркома принял условия «Брестского мира», что фактически означало капитуляцию России в Первой мировой войне и превращение войны с внешним врагом в войну гражданскую, против собственного народа.

    Основатели Советского государства были воинствующими безбожниками, и вряд ли руководствовались бы иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для «женского дня». Творцам «социалистического отечества» нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Православию и Таинствам Церкви.

    Советские традиции - жуткая пародия на религиозную жизнь, фальшивка, утопическая пустышка. Но все же создателям этой грандиозной подмены нельзя отказать в изобретательности: партия вместо Церкви, труп вождя вместо Живоносного Гроба Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов и т. п.

    Вместо почитания Пречистой Матери Божией люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен «женский день», так удачно вписавшийся в советский календарь. В самом деле, трудно было выбрать лучшее время для «празднования», чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.

    Вероятно, сама идея женского праздника и возможна. Тем более, что наши современники не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Конечно, от подарков не стоит отказываться. Не нужно обижать отказом тех, кто вспомнит в этот день о вас. Но, тем не менее, эту странную дату не стоит воспринимать как праздник. Нам стоило бы держаться собственных традиций, тем более что в Православной Церкви второе воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жен-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мертвых.

    Задумаемся о том, каков наш идеал: эмансипированная мужеподобная революционерка или же заботливая и чуткая жена-христианка? Вряд ли кому импонирует первый тип. И если так, то давайте помнить, что наших жен и матерей, сестер и коллег мы в свое время сможем поздравить с их настоящим праздником, когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А еще лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни.

    Жертвенная любовь к жене, матери, сестре обязывает нас заботиться о них, защищать, радовать их своей любовью и вниманием. Создание семьи - это не только знакомство, ухаживание и свадьба, но и каждодневное служение в любви. А для того, чтобы будни семейной жизни наполнить радостью, необходимы знаки внимания. Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам, и не только на 8 марта.
    Священник Андрей Дудченко***165


    XAkP-G__Zbo.jpg
     

Поделиться этой страницей